«Кухня» психотерапевта

2015-05-22_152339Эта заметка для клиентов, которым любопытно узнать о том, что происходит с психотерапевтом во время сессии, до неё, после. В контексте «как готовится психотерапия». И для коллег, которым интересно «а как это происходит у других».

Я буду говорить о себе. Добро пожаловать на мою «кухню» 🙂

Сам процесс психотерапии (из роли психотерапевта) я бы разделила на три этапа:

  1. До сессии
  2. Сессия
  3. После сессии

2015-05-22_153549Первый – подготовка. Он самый длительный, на самом деле. То есть вот этой конкретной встрече с клиентом – предшествовала вся моя жизнь. Все годы учёбы, практики, личной терапии, супервизий. И всё равно перед каждой встречей я волнуюсь. И перед встречей с новым клиентом. И перед новой встречей с тем, с кем уже идёт работа.

Да, волнуюсь. Это не тревожность – это как «тонкая настройка» на что-то важное к чему я причастна. И я думаю, что когда я «успокоюсь» и  перестану испытывать это волнение – я перестану быть хорошим психотерапевтом.

По факту подготовка заключается ещё и в том, что я просматриваю свои записи относительно этого клиента. Я веду записи во время сессии и после. Но обо всём по порядку.2015-05-22_154629

Второй этап – сессия. У меня она длится по продолжительности 60 минут. Что происходит здесь, со мной – «в кресле напротив». Я слушаю клиента. Если взять в процентном соотношении время сессии когда говорит клиент и когда я, то это 90 на 10. А ещё я «слушаю» себя. «Слушание» — это не только слышать. Это полное включение в процесс.

На уровне ТЕЛА: смотреть и видеть — визуально, слушать и слышать — аудиально, ощущать  — сенсорно (ощущение себя в данном случае).

На уровне ДУШИ: понимать – рационально, сочувствовать (сорадоваться, сопереживать)  – эмоционально.

На уровне ДУХА: соглашаться или конфронтировать – смысловой уровень, принимать – сущностный.

Это всё о контакте. То есть каждую минуту времени встречи я нахожусь в контакте с клиентом и с собой.

Для чего важно вот это – «с собой»? Клиент приходит на психотерапию и приносит какую-то историю своей жизни. Как сюжет. И в то же время, здесь, со мной он проявляется, зачастую, именно так, как проявляется в жизни.

Психотерапевтические отношения – это «зеркало» его отношений в жизни и с жизнью. И моя работа, как психотерапевта, «отлавливать» эти моменты. Для эффективности процесса психотерапии. Да, для этого важно, чтобы сам психотерапевт понимал о себе. Это не значит – быть идеальным. Это значит – «знать своих тараканов» 🙂

В начале своей практики я попадала в «ловушки».  Сейчас озвучу их, возможно, у кого-то было так же. А возможно, кому-то это озвучивание поможет их избежать. И, да, напишу о том, что помогало из них выбраться. Может быть, кому-то сгодится.2015-05-22_155435

«Ловушки» начинающего психолога/психотерапевта:

  1. «Завороженность симптомом». Заключается в том, что так включаешься в тему клиента, что вообще «ешь с ним и спишь».

Помогало:

для клиента – не только о симптоме, а о его жизни вообще.

для себя: то же самое – не только о работе, но и о своей жизни вообще.

  1. «Позиция спасателя». Заключается в том, что «я – знаю как правильно», всё вижу и понимаю и хочется как можно быстрее «причинить добро».

Помогало:

для клиента: передача клиенту ответственности за свою жизнь.

для себя: снять с себя нимб Бога – я всего лишь человек.

  1. «Потеря конкретности». То есть, работаем ни о чём-то, а «взагали по взаголям». Колбасимся в этом, а продвижения нет.

Помогало:

для клиента: подтверждение конкретными примерами из жизни: «Что именно..? Как именно…?»

для себя: акцент на психологическую часть договора: «Что хотелось бы от меня в связи с этим…?»

  1. «Потеря управляемости процессом». Это очень тонкая штука. С одной стороны: «клиент всегда прав» и с другой: «а за что собственно я деньги плачу? За то, чтобы поговорить?»

Помогало:

для клиента: вернуться к запросу: «Что хотелось бы получить в итоге?»

для себя: переключиться с содержания на процесс: «Что сейчас между нами происходит?»

  1. «Завороженность собственной гипотезой». Это когда собственную реальность пробуешь втиснуть в реальность клиента.

Помогало:

для клиента: проверка готовности клиента к принятию решения

для себя: вынести гипотезу на супервизию

  1. «Завороженность личностью клиента». Это когда контрперенос мешает управлению процессом психотерапии.

Помогало:

для клиента: передача клиенту части ответственности за результат терапии.

для себя: анализ и работа с контрпереносом.

  1. «Пробуксовка». Это когда вообще нет энергии. И у психотерапевта и у клиента. Это когда «для галочки»

Помогало:

для клиента: возврат к договору: «А чего собственно хотелось?»

для себя: переключение с содержания на процесс: «Что сейчас между нами происходит?»

По факту я веду записи в процессе сессии, о чём заранее предупреждаю клиента. Это записи о важном в процессе встречи.2015-05-22_161126

Этап третий – после встречи. После встречи я делаю процесс-анализ консультации. Если честно, то когда клиентов было всего один или два, то этому моменту уделяла совсем мало внимания. Я их всех «держала в голове». Когда практика стала расширяться, то поняла насколько это важный момент в работе.

Процесс-анализ моей встречи с клиентом включает такие моменты:

  1. Содержательный анализ: то есть о чём это было. Здесь о теме и о желании. О запросе и о выводах клиента. О его продвижении. О чувствах клиента и его реакция на интервенции. Применяемые техники и методики. Об изменениях состояния. О домашнем задании.
  2. Процессуальный анализ: то есть о том, что это было для меня. Настроение, атмосфера, анализ наших с клиентом отношений. Мои телесные переживания. Мои трудности в работе. Мои гипотезы, мои выводы и план на следующую встречу.

Вобщем, когда мы с клиентом сказали друг другу «до свидания» после встречи, — то он уже ушёл в свою жизнь, а я всё ещё работаю какое-то время во благо того, чтобы наше взаимодействие было более продуктивным)2015-05-22_155905

Я люблю свою работу. И люблю своих клиентов. Каждый  для меня – важен и ценен.

По факту, то после каждой работы у меня остаётся такая папочка с именем. С грифом «совершенно секретно». Где боль и радость, неуверенность и восторг, отчаяние и обретение свободы. Была это одна встреча, или пять или десять – не важно. Важно, что каждый клиент – он уникальный и неповторимый для меня. Вот пусть как бы пафосно это ни звучало, но так чувствую.

P.S. Похоже, что заметка начиналась с того, что «Я расскажу вам как всё это готовится», а закончилась: «Я люблю готовить» 🙂

И таки да, люблю!

В заметке использованы картинки из мультика «Доктор рыба». Он о том, что психологи — они тоже люди.