Памятка родителям

Нас не учат быть родителями. Нет, к сожалению, таких университетов. Возможно, приведённый ниже материал добавит вам понимания собственного ребёнка.cf44c9665e17e4b94070ae2382eaa821

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ

СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):

На первой стадии ребенок принимает решение жить, процветать, доверять людям, звать на помощь, когда ему что-то нужно, ожидать, что его потребности будут удовлетворены, радоваться. Эти решения важно поддерживать и усиливать на протяжении всей жизни.

Задачи ребенка (задачи развития)

  • Звать на помощь, когда ему что-то нужно
  • Кричать или как-то иначе сигнализировать о потребностях
  • Получать физический контакт
  • Принимать заботу
  • Образовывать эмоциональную связь, научиться доверять заботливым взрослым и себе
  • Принять решение жить, существовать

Типичное поведение ребенка

  • Кричит или издает звуки, чтобы узнали о его потребностях
  • Ласкается
  • Издает много звуков
  • Смотрит и реагирует на лица, особенно на глаза
  • Подражает

СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):

Это время, когда ребенок решает, что можно доверять другим, что исследовать мир безопасно и интересно, что можно доверять своим ощущениям, осознавать свои знания, быть творческим и активным и получать поддержку, делая все это.

Задачи ребенка (задачи развития)

  • Исследовать и ощущать окружающий мир
  • Развивать чувственное восприятие, используя все органы чувств
  • Сигнализировать о своих потребностях; доверять другим и себе
  • Продолжать формировать надежную привязанность к родителям
  • Получать помощь в трудное время
  • Понять, что есть выбор, и что не все проблемы легко разрешимы
  • Развивать инициативу
  • Продолжать решать задачи развития предыдущей стадии

Типичное поведение ребенка

  • Использует все органы чувств, исследуя окружающий мир
  • Проявляет любопытство
  • Легко отвлекается
  • Хочет самостоятельности, но с возможностью позвать воспитателя, когда ему нужно
  • Начинает играть в «пирожки» и «ку-ку»
  • Начинает использовать слова в середине и конце стадии

СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):

Чтобы отделиться от родителей, дети должны научиться думать и решать проблемы. Также важно, чтобы они научились выражать чувства и справляться с ними.

Задачи ребенка (задачи развития)

  • Развить способности самостоятельного мышления
  • Проверять реальность, сталкиваясь с ограничениями и противодействием других людей
  • Научиться причинно-следственному мышлению и решению проблем на его основе
  • Начинать выполнять простые команды для обеспечения безопасности: остановись, подойди ко мне, стой на месте, иди туда
  • Выражать гнев и другие чувства
  • Отделяться от родителей, не теряя их любви
  • Начинать отказываться от представления, что он — центр вселенной
  • Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий

Типичное поведение ребенка

  • Начинает развивать причинно-следственное мышление
  • Начинает играть «около» других детей, но еще не с ними
  • Начинает быть аккуратным, иногда даже навязчиво
  • Иногда выполняет простые команды, иногда сопротивляется
  • Ведет себя вызывающе: «Нет, не буду, и ты меня не заставишь»
  • Может пытаться устраивать вспышки гнева (истерики)

СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):

Задачи этой стадии — установить идентичность собственной личности, обучиться необходимым в обществе навыкам и выяснить роли и власть в отношениях с другими.

Задачи ребенка (задачи развития)

  • Утверждать себя как отдельную личность
  • Собирать информацию о мире, о самом себе, о своем теле, о своей роли, связанной с полом
  • Понять, что поведение имеет последствия
  • Исследовать свое влияние на других и свое место в группе
  • Научиться проявлять силу, чтобы повлиять на взаимоотношения
  • Научиться приемлемому в обществе поведению
  • Отделять фантазии от реальности
  • Понять над чем он имеет власть и над чем не имеет
  • Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий

Типичное поведение ребенка

  • Устраивает игры — фантазии, возможно с воображаемыми партнерами
  • Собирает информацию: как, почему, когда, как долго и т.д.
  • Пробует различные роли в ролевых играх
  • Начинает учиться отношениям власти, наблюдая и устраивая борьбу за власть
  • Предпринимает действия для определения роли, связанной с полом
  • Начинает совместные игры
  • Учится приемлемому в обществе поведению
  • Начинает интересоваться играми по правилам

СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):

В течение этой стадии дети узнают больше о структуре и вырабатывают свою собственную внутреннюю структуру. Это включает понимание необходимости правил, свободы, которую дают полезные правила, и адекватности правил. Важна проверка ценностей, на которых основаны правила. Другая главная задача этой стадии — приобретение навыков во многих областях.

Задачи ребенка (задачи развития)

  • Обучаться навыкам, учиться на ошибках и решить быть успешным
  • Учиться слушать, чтобы получать информацию, и думать об услышанном
  • Думать и действовать
  • Думать о своих желаниях и потребностях
  • Выяснять правила в семье и узнавать о правилах вне семьи
  • Понимать адекватность правил
  • Испытывать последствия нарушения правил
  • Не соглашаться с другими и при этом оставаться любимым
  • Проверять идеалы и ценности и узнавать о вариантах ценностей вне семьи
  • Развивать внутренний контроль
  • Понять за что отвечает он, а за что — другие
  • Понять, когда надо убегать, когда плыть по течению, а когда твердо стоять на своем
  • Развивать способности к кооперации
  • Проверять свои способности, сравнивая со способностями других
  • Идентифицироваться с собственным полом
  • Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий

Типичное поведение ребенка

  • Задает вопросы и собирает информацию
  • Учится и осваивает новые навыки
  • Входит в группу одного с ним пола
  • Сравнивает правила, проверяет границы, не соглашается, устанавливает свои правила, нарушает и испытывает последствия нарушения правил
  • Бросает вызов родительским ценностям, спорит и доказывает
  • Может быть открытым и сочувствующим, сварливым или погруженным в себя, а также переходить от одного состояния к другому

СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):

Задачи этой стадии связаны с определением собственной идентичности, отделением от родителей, сексуальностью и ростом компетентности.

Задачи подростка (задачи развития)

  • Сделать дальнейшие шаги к независимости
  • Достигнуть большего эмоционального отделения от семьи
  • Постепенно сформироваться в отдельную, независимую личность с собственной идентичностью и ценностями
  • Быть компетентным и отвечать за собственные потребности, чувства и поведение
  • Связать сексуальность с задачами развития ранних стадий

Типичное поведение подростка

Подростки предпринимают часть действий для своей идентификации и отделения, повторяя задачи предыдущих стадий — существования, действий, мышления, идентичности и силы, структуры — с новой информацией и иногда со смущающим давлением их проявляющейся сексуальности. Следовательно, подростки могу вести себя очень по-взрослому в одних ситуациях и незрело в других. Возраста, которые они обычно повторяют, следующие:

Начало созревания, приблизительно около 13 лет — повторение стадий существования и действий (исследований) в младенчестве:

  • Иногда ведут себя независимо, а иногда хотят, чтобы их кормили и о них заботились
  • Исследуют новое, не обязательно заботясь о соответствии стандартам и завершении дел В 14 лет повторяют двухлетний возраст с поисками независимости мышления:
  • Иногда логичны и компетентны наряду с приступами бунтующего поведения

В возрасте 15-17 лет повторяют возраста с 3 до 5 лет с поисками идентичности и силы:

  • Задают вопросы «зачем» и «почему». Идентифицируются с новыми ролями в отношениях со
    своим и противоположным полом, со сверстниками и взрослыми. Учатся решать сложные
    проблемы

В возрасте от 16 до 19 лет повторяют возраста от 6 до 12 с поисками структуры:

  • Ведут себя ответственно и по-взрослому с внезапными кратковременными возвратами к поведению по проверке правил
  • Могут нарушать правила как часть процесса отделения от родителей

Литература: J. Illsley Clarke, С. Dawson. Growing Up Again, 1998junior

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):

Полезное поведение родителей

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития
  • Обеспечивать любящую, последовательную заботу
  • Реагировать на потребности ребенка
  • Думать за ребенка
  • Держать на руках и смотреть на ребенка во время кормления
  • Говорить ребенку и повторять звуки, которые издает ребенок
  • Выражать заботу в том, что прикасаться, смотреть на ребенка, говорить и петь ему
  • Искать помощь, когда не уверены, как заботься о ребенке
  • Быть надежным и заслуживающим доверия
  • Организовывать заботу о себе со стороны других взрослых

Вредное поведение родителей

  • Не реагировать на зов ребенка
  • Не прикасаться и не держать на руках достаточное время
  • Реагировать сурово, гневно, возбужденно
  • Кормить раньше, чем ребенок даст знать, что он голоден
  • Наказывать ребенка
  • Не обеспечивать здоровую окружающую обстановку
  • Не обеспечивать достаточной защиты, в том числе от старших братьев и сестер
  • Критиковать ребенка за что-либо
  • Игнорировать ребенка

СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):

Полезное поведение родителей

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития
  • Продолжать создавать атмосферу любви и безопасное окружение для детей
  • Защищать ребенка от повреждений
  • Продолжать обеспечивать ребенка питанием, заботливыми прикосновениями и поощрениями
  • Говорить по два «да» на каждое «нет»
  • Обеспечивать ребенка разнообразными сенсорными ощущениями (массаж, музыка, игры в «ку-ку» и пирожки, горшки и кастрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум и т.д.)
  • Воздерживаться прерывать ребенка, когда это возможно
  • Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: «Тебе нравится смотреться в зеркало»
  • Вместо этого называть поведение ребенка: «Юля смотрит в зеркало»
  • Повторять звуки, которые издает ребенок
  • Много говорить ребенку
  • Реагировать, когда ребенок затевает игру
  • Заботиться о собственных потребностях

Вредное поведение родителей

  • Не обеспечивать защиту ребенка
  • Ограничивать подвижность ребенка
  • Критиковать или стыдить ребенка за исследование или за что-нибудь еще
  • Ругать или наказывать
  • Ожидать, что ребенок не будет трогать «ценные» вещи
  • Ожидать, что ребенок будет ходить на горшок
  • Игнорировать ребенка

СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):

Полезное поведение родителей

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития
  • Продолжать создавать атмосферу любви, ласки, безопасности и обеспечивать защиту
  • Помогать ребенку переходить от одного занятия к другому
  • Давать простые и ясные указания, которым ребенок может следовать; поддерживать и хвалить за достижения
  • Учить ребенка основным командам для обеспечения безопасности (например, подойди, нельзя, иди, сядь, встань)
  • Устанавливать разумные границы поведения и следить за их выполнением
  • Радоваться способности детей думать
  • Уделять время и обеспечивать возможности для развития мышления ребенка
  • Поощрять причинно-следственное мышление
  • Давать информацию для чего делать что-либо, как это делать и т.д.
  • Позволять детям выражать как позитивные, так и негативные чувства
  • Учить, как выражать чувства иначе, чем, ударив кого-либо или что-либо
  • Оставаться стабильными во время вспышек гнева ребенка, не уступать и не злоупотреблять властью
  • Ожидать, что ребенок будет думать о собственных чувствах и начнет думать о чувствах других людей
  • Объяснять «почему», «как» и обеспечивать ребенка другой информацией
  • Говорить как что называется
  • Воздерживаться от споров кто прав, кто виноват
  • Относиться к ребенку как к «удивительному двухлетке»
  • Заботиться о собственных потребностях

Вредное поведение родителей

  • Говорить слишком много «не делай» и недостаточно «делай»
  • Втягиваться в борьбу за власть с ребенком
  • Считать, что будут хорошими родителями, если у них ребенок послушный
  • Относиться к ребенку как к «ужасному двухлетке»
  • Отказываться устанавливать границы и требования к поведению детей
  • Ожидать слишком многого от детей
  • Ожидать, что ребенок будет играть с другими детьми, прежде чем научится играть «около» других
  • Не наказывать за недумание
  • Стыдить и игнорировать ребенка

СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):

Полезное поведение родителей

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития
  • Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
  • Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств
  • Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши
  • Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением
  • Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию
  • Отвечать на вопросы
  • Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка
  • Использовать такой язык, чтобы было ясно, кто за что отвечает
  • Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности
  • Хвалить за хорошее поведение
  • Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками
  • Сохранять контакт с людьми, которые помогают родителям заботиться о себе
  • Разрешать собственные проблемы, возникшие на этой стадии, по мере их проявления

Вредное поведение родителей

  • Дразнить
  • Проявлять непоследовательность
  • Не ожидать, что дети будут думать самостоятельно
  • Не желать отвечать на вопросы
  • Высмеивать ролевые игры или фантазии
  • Реагировать на фантазии ребенка как на реальность
  • Использовать фантазии, чтобы пугать или смущать ребенка
  • Вступать в споры кто прав, а кто не прав и кто или что лучше или хуже
  • Игнорировать ребенка

СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):

Полезное поведение родителей

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития
  • Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
  • Оценивать безопасность мира ребенка и учить его навыкам разрешения конфликтов
  • Поддерживать усилия ребенка учиться делать что-либо по-своему
  • Давать много поощрений при обучении новому
  • Быть надежным источником информации о людях, мире и вопросах, связанных с полом
  • Бросать вызов негативному поведению и решениям, поощрять причинно-следственное мышление
  • Не соглашаться с искажениями действительности
  • Быть четким относительно того, кто за что отвечает
  • Поощрять способности ребенка думать логично и творчески
  • Предлагать способы решения проблем
  • Обсуждать с ребенком, как и когда убегать, плыть по течению или стоять на своем
  • Устанавливать и поддерживать необходимые необсуждаемые и обсуждаемые правила
  • Позволять ребенку испытывать неопасные естественные последствия своих действий
  • Давать понять, что Вы продолжаете заботиться о ребенке, даже когда он не согласен с Вами
  • Поощрять отделение реальности от фантазии, поощряя ребенка рассказывать Вам о них
  • Быть внимательным к проявлениям подросткового поведения и не поощрять, чтобы ребенок рос слишком быстро
  • Быть самому ответственным и поощрять ребенка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства
  • Способствовать развитию навыков ребенка, находя учителей в области его интересов: сначала такого, который поощряет и полон энтузиазма, потом такого, который учит навыкам и требует качественного исполнения, только позднее, возможно ближе к юности, того, кто послужит образцом для подражания

Вредное поведение родителей

  • Быть непоследовательным в поддержании правил
  • Настаивать на совершенстве
  • Ожидать, что ребенок научится необходимым навыкам без инструкций, помощи и стандартов
  • Заполнять все время ребенка уроками и занятиями, так что ребенку не хватит неструктурированного времени для своих интересов и усвоения полезных правил
  • Потворствовать ребенку, не настаивая на выполнении работы по дому и том, чтобы он был полезным членом семьи
  • Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время
  • Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их
  • Не желать или не иметь способности обсуждать верования и ценности, переоценивать правила и не ожидать, что ребенок будет развивать навыки личной ответственности
  • Игнорировать ребенка

СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):

Полезное поведение родителей

  • Поддерживать подростков в выполнении задач развития
  • Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
  • Принимать все чувства подростков и говорить, как это было, когда у Вас появились сексуальные чувства
  • Конфронтировать неприемлемому поведению
  • Ясно выражать свою позицию относительно наркотиков и сексуального поведения
  • Не соглашаться с искажениями действительности
  • Определять способы, которыми подросток отделяется от семьи и поощрять те из них, которые поддерживают его и являются независимыми
  • Понимать и поощрять проработку задач ранних стадий развития
  • Радоваться и приветствовать взросление подростка
  • Поощрять растущую независимость, принимать ту идентичность, которую приобретает подросток и стремиться, чтобы подросток был честен перед собой и осваивал приемлемое в обществе поведение. Это может отличаться от ожиданий и мечтаний, которые родители имеют по отношению к ребенку
  • Участвовать в общественных мероприятиях по поддержанию безопасности в школе и на улице

Вредное поведение родителей

  • Не откликаться на потребности, не проявлять заботу
  • Удерживаться от заботливых прикосновений
  • Реагировать сексуально на сексуальное созревание подростка
  • Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их, проявлять непоследовательность в поддержании правил или отказываться обсуждать правила
  • Не ожидать, что подростки будут думать и решать проблемы
  • Грубо шутить о сексуальности, интересах, фантазиях, мечтах, внешности или друзьях
  • Не препятствовать деструктивному или саморазрушающему поведению — от наркотиков до ограниченных друзей и интересов
  • Пытаться удерживать ребенка от отделения
  • Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время
  • Игнорировать ребенка

Литература: J. Illsley Clarke, С. Dawson. Growing Up Again, 1998detya

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):

  • Я рад, что ты живешь
  • Ты принадлежишь этому миру
  • Твои потребности важны для меня
  • Я рад, что ты — это ты
  • Ты можешь расти в своем темпе
  • Ты можешь чувствовать все свои чувства
  • Я люблю тебя и охотно забочусь о тебе

СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):

  • Ты можешь исследовать и экспериментировать, а я буду поддерживать и защищать тебя
  • Ты можешь использовать все свои чувства, чтобы исследовать мир
  • Ты можешь делать что-нибудь столько, сколько тебе нужно
  • Ты можешь знать, что ты знаешь
  • Ты можешь интересоваться всем
  • Мне нравится, как ты проявляешь инициативу, растешь и учишься
  • Я люблю тебя и когда ты активен, и когда ты спокоен

СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):

  • Я рад, что ты начинаешь думать сам
  • Ты можешь сердиться, и я не позволю тебе ранить себя или других
  • Ты можешь говорить нет и проверять границы столько, сколько тебе нужно
  • Ты можешь учиться думать за себя, и я буду думать за себя
  • Ты можешь думать и чувствовать одновременно
  • Ты можешь знать, что тебе нужно и просить о помощи
  • Ты можешь отделяться от меня, и я буду продолжать тебя любить

СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):

  • Ты можешь исследовать кто ты и кто — другие люди
  • Ты можешь быть сильным и в то же время просить о помощи
  • Ты можешь попробовать разные роли и способы как быть сильным
  • Ты можешь понять результаты своего поведения
  • Все твои чувства приемлемы для меня
  • Ты можешь понять, где фантазия и где реальность
  • Я люблю тебя таким, какой ты есть

СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):

  • Ты можешь подумать прежде чем сказать да или нет и учиться на своих ошибках
  • Ты можешь доверять своей интуиции, чтобы решить что делать
  • Ты можешь найти тот способ что-то делать, который годится для тебя
  • Ты можешь научиться правилам, которые помогут тебе жить с другими
  • Ты можешь научиться, когда и как не соглашаться
  • Ты можешь думать за себя и получать помощь вместо того, чтобы быть несчастным
  • Я люблю тебя, даже когда мы разные, мне нравится расти вместе с тобой

СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):

  • Ты можешь знать — кто ты и учиться навыкам независимости
  • Ты можешь понять разницу между сексом и заботой и отвечать за свои потребности, чувства и поведение
  • Ты можешь развивать собственные интересы, представления и взаимоотношения
  • Ты можешь научиться использовать старые навыки по-новому
  • Ты можешь становиться все более мужественным или женственной и все же иногда быть зависимым
  • Я буду рад увидеть тебя взрослым
  • Моя любовь всегда с тобой, я доверяю тебе просить моей поддержки

Литература:  J. Illsley Clarke, C. Dawson. Growing Up Again, 1998Bankoboev.Ru_ulybka_rebenka

Памятка родителям 

1. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
2. Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить: это ослабляет мою веру в вас.
3. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
4. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
5. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
6. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
7. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки — смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что негоден.
8. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
9. Не защищайте меня от последствий моих собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
10. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
11. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
12. Не беспокойтесь, что мы проводим  вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
13. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе ябуду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
14. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
15. Но самое главное! Я вас так сильно люблю! Пожалуйста, ответьте мне тем же..©