Психосоматика. Техники самопомощи.

Ниже представлены техники для помощи и самопомощи в выздоровлении при психосоматических симптомах. Источник: Малкина-Пых И. Г.. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо. — 992 с.. 2005

 Любая болезнь:
1)«дает разрешение» уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы;
2) предоставляет возможность получить заботу, любовь, внимание окружающих;
3) «дарит» условия для того, чтобы переориентировать необходимую для разрешения проблемы психическую энергию или пересмотреть свое понимание ситуации;
4) предоставляет стимул для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов поведения;
5) «убирает» необходимость соответствовать тем высочайшим требованиям, которые предъявляют к вам окружающие и вы сами.

Для того чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод применительно к болезни, необходимо решить две основные задачи:
1) определение потребностей, которые удовлетворены благодаря болезни;
2) поиск путей удовлетворения этих потребностей иным образом (без участия болезни).
Техника 1.
«Определение вторичных выгод заболевания»
Возьмите лист бумаги и перечислите пять главных преимуществ, которые вам дала самая серьезная из всех ваших болезней (их — преимуществ — может оказаться и больше).
Преимущества моей болезни:
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
4.____________________________
5.____________________________
Просмотрите составленный вами список и подумайте, какие потребности лежат в основе преимуществ, которые предоставила вам болезнь: ослабление стресса, любовь и внимание, возможность высвободить свою энергию и т. д. Затем попытайтесь определить те правила и представления (убеждения, фиксированные идеи), которые мешают вам удовлетворить эти потребности, не прибегая к болезни.
Техника 2.
«Список того, что я терплю»
Упражнение может выполняться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Каждый участник группы молча решает, с каким психосоматическим симптомом он будет сегодня работать.
Участникам раздаются листы бумаги и авторучки или карандаши. Предлагается написать все то, что приходится терпеть в жизни — дождь (или солнце) за окном, прохладное (или жаркое) помещения, не тот цвет носков, маленький (или высокий) рост партнера по браку, отсутствие денег, плохое место службы (слово плохое необходимо уточнить: удаленное от дома, с напряженным рабочим днем, вредным начальником и т. д.), собственной лени, мужа-алкоголика, проблем в правительстве, пожаров в Африке и Сибири, перхоти в волосах и т. д. Ограничений нет. Участники предупреждаются, что все написанное остается у них и не будет никем читаться. На составление списка дается 5, реже 10 минут.
После написания предлагается на этом же или на втором листе бумаги разделить все написанное на 2 группы, которые могут быть равными или неравными и имеют заголовки:
1. «Это я терплю и буду терпеть, потому что …».
2. «Это я терплю и не хочу терпеть, потому что …». Рекомендуется при разделении про себя проговаривать
каждую фразу и завершать ее.
После завершения этого раздела предлагается продолжить работу со второй группой. Ее также предлагается разделить на 2 группы:
2.1. «Это я терплю, не хочу терпеть и знаю как изменить».
2.2. «Это я терплю, не хочу терпеть и не знаю, что делать». Продолжается работа со второй группой. Предлагается ответить на вопросы:
«Каким образом ваше заболевание помогает вам терпеть то, то вы не хотите терпеть и не знаете как изменить?»
«Почему вы выбрали именно это заболевание в помощь — от кого вы этому научились?»
Дается пять минут на то, чтобы, используя любых членов группы, любые подручные предметы в зале создать портрет («скульптуру») своей болезни.
Эта же техника на картинке
Техника 3.
«Определение смыслов и выгод болезни»
Попробуйте самостоятельно и максимально честно ответить на следующие вопросы относительно вашей болезни, как бы «разворачивающие» психические аспекты этого вашего заболевания в плоскость «смысл и потребности»:
1. Что болезнь значит для вас?
2. Что означает для вас избавиться от болезни?
3.  Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?
4. Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности?
5.  Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности?
6. Чего болезнь помогает вам избежать?
7.  Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви?
8. Какие чувства помогает вам выразить болезнь?
9. Каким вы были до того, как появилась болезнь?
10. Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?
11. Как все изменилось после того, как появилась болезнь?
12. Что произойдет, когда не будет болезни?
13.  После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)?
14. У кого еще когда-нибудь была ваша болезнь или есть сейчас?
Будьте здоровы!

Добавить комментарий