Рабочее. Метафорические ассоциативные карты.

12347844_1653384781616548_5287179996541630316_nВчера провела групповое занятие с применением проективных метафорических карт. У меня колода Евы Морозовской «Маленькие радости».
Вот те упражнения, которые можно использовать при индивидуальной или групповой работе с клиентами, направленные на исследование себя и поиск ресурса. 
Вкратце опишу их, возможно, кому-то пригодится в работе.

1. «Знакомство»
Вытянуть наугад карту (или три карты) и рассказать о своём настроении и о себе.

2. «Препятствия и ресурсы»
Вытянуть вслепую по очереди:
первая карта — что мне помогает в решении задачи?
вторая карта — что мешает?
третья — что может стать новым направлением в решении проблемы?

3. «Сила и слабость»
Две карты вслепую:
первая — в чём моя слабость прямо сейчас?
вторая — в чём моя сила?

4. «Исследование себя»
По очереди пять карт вслепую, которые есть подсказками:
первая: Какие интересные стороны в себе я ещё могу раскрыть?
вторая: Где находится мой главный ресурс для достижения желаемого?
третья: Что поможет мне сделать каждый день наполненным и радостным?
четвёртая: Как я могу больше заботиться о себе?
пятая: Какие ещё у меня есть волшебные ресурсы для того, чтобы воплощать мои мечты?

5. «Пять цветов радости» (упражнение именно под эту колоду)
Пять изображений, которые радуют. Перевернуть и посмотреть на «рубашку» к каким категориям эти радости относятся: «радость действия», «радость взаимодействия», «радость для глаз», «радость для ушей», «радость для тела». Каких больше, а каких меньше? Добавить себе из недостающих, озвучить и трансформировать в действие в своей жизни.

6. «Сам себе праздник»
Что мне нужно сделать, чтобы улучшить своё эмоциональное состояние?
Выбрать карту вслепую и воспользоваться подсказкой.

7. «От гусенице к бабочке»
В открытую выбрать карту, близкую к теперешнему эмоциональному состоянию. (Или ту, которая подходит под затруднение или вопрос, который хотелось бы разрешить.)
В открытую выбрать карту, которая соответствовала бы желаемому состоянию. (Или ту, что олицетворяла бы разрешение затруднения.)
Вслепую выбрать три карты, которые были бы мостиком между тем, что есть и тем, что хочется.
Открывать по одной и озвучивать подсказки.
Дать себе совет-пожелание.

8. «Перспектива»
В открытую выбрать три карты, которые олицетворяют: «Я сейчас», «Я через год», «Я через пять лет».
Вслепую выбрать по две карты, которые будут мостиком-подсказками между каждым из желаемых состояний. Открывать по одной и продвигаясь от сейчас к будущему дать себе рекомендацию: «На что мне нужно обратить внимание, чтобы было так, как я хочу?»

9. «Новый год» (или «День рождения»)
Что мне нужно сделать, чтобы этот праздник стал незабываемым для меня?
Вслепую одну карту (или три) и озвучить подсказки.
Так же можно от группы по одному пожеланию-рекомендации: вытягивая карты вслепую все участники группы добавляют своего видения, тем самым расширяя видение того, кто задал вопрос.

10. «Добрые пожелания»
Вытащить вслепую одну карту для доброго пожелания себе и одну карту для доброго пожелания участникам группы.

Моё резюме после работы с проективными метафорическими картами: это мягкий инструмент для работы с клиентом. Здорово, когда он есть в «копилке инструментов» и дополняет, расширяет возможности взаимодействия «клиент — психотерапевт». Но основное, всё же — это в чьих он руках находится, то есть, не столько важно что у вас есть — гораздо важнее то, как вы умеете этим пользоваться)

P.S. Выше представлены авторские упражнения Евы Морозовской, Ники Верниковой и др. авторов.